Версия для печати

Первый нефтепровод в России

27 Июля 2020 г.

Первый нефтепровод Балаханы - Черный город

В современном мире нефть занимает ключевое место в химической и нефтехимической промышленности, становясь ключевым элементом для выработки масел и топлива, становясь ценным источником сырья для пластмасс, синтетических каучуков, присадок, красителей и т.д. Нефть обладает широким компонентным составом для получения продуктов и характеризуется высокой плотностью энергии, что делает ее добычу важной частью стратегического развития и, следовательно, требует развитие инфраструктуры.

Инфраструктура, связанная с процессом получения и переработкой, включает в себя не только нефтяные терминалы с нефтегазовыми сепараторами и резервуарами, но и, конечно, нефтепроводы для транспортировки сырья, которые появились далеко не сразу в том виде, в котором они знакомы сейчас.

Нефтепровод на окраине Черного города

Изначально нефть добывали из колодцев и перевозили на арбах, а при возможности перевозили в бочках на специальных плотах, отправляемых по реке. В XIX веке сразу несколько инженеров решили рассмотреть идею транспортировки с помощью трубопроводов. В России подобную идею в 1863 году предложил Д.И. Менделеев, работая над принципами строительства нефтепровода и доказав преимущества его использования. Одним из существенных аргументов стало значительное снижение стоимости: в Баку добытую нефть перевозили на арбах и если добыча пуда (около 16 кг) сырья стоили 3 копейки, то перевозка к пункту назначения - нефтяным заводам Черного города, находящимся на расстоянии примерно 10 км, - стоила 20 копеек.

За разработку проекта нефтепровода взялся инженер В.Г. Шухов, перед которым стояла задача создать нефтепровод с пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки (т.е. более 1310 тонн). Несмотря на имеющийся опыт зарубежных коллег, Шухов столкнулся со множеством сложностей - например, не было четкого понимания из какого металла должны быть трубы. В то время в штате Пенсильвания на северо-востоке США уже был заложен трубопровод, в основе которого был чугун и после наступления сильного мороза зимой произошла деформация труб и розлив нефти. Поэтому на каждом этапе разработки проекта приходилось просчитывать максимальное количество возможных ситуаций, каждая из которых потенциально могла стать причиной нарушения транспортировки.

Запуск первого нефтепровода состоялся в декабре 1878 года, соединив Балаханское месторождение на Апшеронском полуострове и заводы Черного города. Затраты на перевозку нефти сократились примерно в 5 раз.

Следует отметить, что кроме нефтепровода проект инженера Шухова также включал в себя всю сопутствующую инфраструктуру - все сооружения по трассе и первые нефтехранилища с вертикальными цилиндрическими резервуарами. Благодаря его научным теориям, математическим расчетам и практике проектирования и строительства, впоследствии была создана классическая теория нефтепроводов.

Фотографии взяты с Википедии — свободной энциклопедии и принадлежат неизвестному автору и Карлу Булле.